г. Магнитогорск, ул. Советская, 145/3
Пон - Пят 9.00-17.00
8 (3519) 40-13-77

Авраамий Павлович Завенягин

Организатор промышленности, инженер-металлург, куратор советской металлургии и атомного проекта, генерал-лейтенант, директор ММК
Руководил предприятием
1933 - 1936 год

Родился на станции Узловая. Отец работал машинистом паровоза на железной дороге. Мать – из крестьян.
В 1912 году поступил в Скопинское реальное училище, которое окончил в 1919 году.
В 1919—1920 годах — комиссар политотдела дивизии РККА.
С 1920 года на партийной работе на Украине.
С 1923 по 1930 год учился в Московской горной академии по специальности доменщика и одновременно был там управляющим делами. Первый ректор Московского института стали и сплавов в 1930 году, в 1930–1931 годах возглавлял Институт по проектированию металлургических заводов в Ленинграде, затем работал в аппарате НКТП, в январе-августе 1933 года руководил металлургическим заводом в Каменском.
В 1933–1936 годы начальник «Магнитостроя», с октября 1936 –1937гг. директор Магнитогорского металлургического комбината. После непродолжительной работы заместителем наркома тяжёлой промышленности, в 1938 году Завенягин возглавил строительство Норильского горно-металлургического комбината, на котором сначала работали 8 тысяч заключённых, а к концу 1939 года – свыше 19 тысяч.
С марта 1941 по август 1946 года Завенягин – заместитель наркома внутренних дел, с 1946 года – заместитель министра внутренних дел.
В 1945–1953 Завенягин – один из главных руководителей советского атомного проекта.
В 1953 году – первый заместитель министра, а в феврале 1955 года – министр Министерства среднего машиностроения СССР.

Хроника событий
  • 8 августа 1934 года на ММК стал действовать сортолистовой стан «500». С его пуском ММК стал предприятием с законченным металлургическим циклом.
  • 12 августа открылся летний городской сад. В этом же году построено здание горсовета и горкома партии по проекту архитектора П. Бронникова.
  • 31 декабря стартовал лыжный переход Магнитогорск – Челябинск.
  • 10 января 1935 года выдала первую продукцию восьмая мартеновская печь.
  • 12 июля открылся стадион «Строитель» на левом берегу.
  • В конце декабря закончена прокладка второй нити железнодорожных путей до станции Карталы.
  • 18 января 1935 года в Магнитогорске был пущен первый трамвай. Протяженность трамвайных путей на тот момент составляла 11,5 километра.
  • На комбинате были открыты многочисленные курсы для рабочих. Большинство строителей были неграмотными и малограмотными. Не умели расписаться в ведомостях, не понимали чертежей и документации, которая прибывала на стройку. На строительстве был введен технический час. И все рабочие ежедневно повышали свою техническую грамотность.
  • В 1935-1936 годах курсами технического минимума было охвачено 19 тысяч человек. На коксохимическом производстве пущены бензольное и сульфатное отделения, коксовая батарея № 6, отделение ректификации. В доменном производстве освоена проектная мощность доменной печи № 4.
  • В 1936 году начал работать цех ширпотреба.
  • Начинается индивидуальное строительство жилья. На баланс комбината переводят детские дошкольные учреждения, школы, учреждения культуры, здравоохранения.